Подготовительный этап

Часть 1.
Создан персональный блог со страницами заданий мастер-класса.

Часть 2.
Задание 1.
Выбраны и прореферированы следущие источники:
1.   Глава 8 «Технология визуализации учебной информации» Режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8.html
2. Макарова Е.А."Визуализация как способ структурирования знаний и формирования ментального пространства" Режим доступа: http://www.oprb.ru/data/partner/6/message/RR9f14_3049.pdf


Выполнение задания. 



Электронные образовательные ресурсы как  средство визуализации урока.
Технология визуализации учебной информации - это система, включающая в себя следующие слагаемые: комплекс учебных знаний; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения. Следовательно, в процессе обучения должны формироваться элементы профессионального мышления: систематизация, концентрация, выделение главного в содержании.
В своем интеллектуальном развитии субъект проходит путь от поискового ориентировочно смыслового, эмоционально насыщенного и экспрессивного действия к построению смыслообраза, который содержит в себе предпосылки моделирования мира в его смысловой перспективе, смысловой целостности. Смысловая целостность и есть та идеальная среда, ментальное пространство, внутри которого все предметы, качества и свойства материального мира окрашиваются определённой точкой зрения и приобретают определённый смысл. Можно сказать, что визуализация проникает во все сферы жизни и деятельности человека.
Особенно это касается  образования и вызывает к жизни необходимость создания вспомогательной зрительной опоры и визуальной организации информации для изучения учебного материала.  Несмотря на все более активное использование дидактических средств, предполагающих комбинирование информационного воздействия на различные органы чувств человека и на способы предъявления учебной информации... Постепенно необходимость в инновациях становится всё более очевидной, и требует скорейшего осмысления. Нужны новые дидактические принципы на основе информационных технологий, и  новая дидактика, основанная на формировании смыслообразов для создания  «образа мира» обучаемого. Поэтому при особом структурировании, кодировании и предъявлении материала, с помощью средств визуализации можно в свернутом виде передавать большие объемы информации, актуализировать познавательные механизмы, дополняющие вербальный канал поступления информации.
Таким образом, в основу визуализации содержания учебного материала
кладется сознательное и целенаправленное использование учебных “гештальтов”, специально разработанных и особым образом организованных для стимулирования восприятия учебного материала и работы мышления с ним.
Обоснованием такому подходу служат три утверждения:
a) в образном материале легче ориентироваться,
б) он лучше запоминается и
в) служит неповторимой визитной карточкой данной учебной программы, позволяющей легко отличить ее от других и мгновенно восстановить в памяти всю структуру при любом упоминании о ней.
Визуальные методы в обучении позволяют решать различные развивающие задачи: развитие наблюдательности, зрительной памяти, образного мышления и пр.Образность, полимодальность этого способа передачи информации создает предпосылки развития у обучаемых не только левого, но и правополушарных психических процессов. Текстовое мышление выполняется левым полушарием, которое ассоциируется с мужским, рациональным поведением. Визуальное мышление осуществляется правым полушарием, которое ближе к женскому, иррациональному.
Методологический фундамент рассматриваемой технологии составляют следующие принципы ее построения: принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации.
Системное квантование вытекает из специфики функционирования мыслительной деятельности человека, которая выражается различными знаковыми системами: языковыми, символическими, графическими. Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом компактном виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста - как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст, но его качество и прочность будет зависеть от качества и прочности этих схем в памяти ...
            Принцип когнитивной визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. Это приводит к тому, что к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний.
Это и есть «визуальное» мышление, то есть мышление посредством визуальных операций. Другими словами, визуальные образы являются не иллюстрацией к мыслям автора, а конечным проявлением самого мышления. В отличие от обычного использования средств наглядности, работа визуального мышления есть деятельность разума в специальной среде, благодаря которому и становится возможным осуществить перевод с одного языка предъявления информации на другой, осмыслить связи и отношения между ее объектами. А.Р. Лурия, исследуя познавательные процессы, выделил «ум, который работает с помощью зрения, умозрительно».
Обобщенная схема организации и предъявления учебного материала, как правило, включает в себя три звена, взаимообусловленных и тесно связанных между собой:
1.       набор изученных ранее известных учебных элементов (ИУЭ);
2.       главное содержание целенаправленной деятельности студентов, основные учебные элементы (ОУЭ);
3.       элементы учебного материала, который лишь впоследствии должен стать основным, а пока как бы предвосхищает часть будущего материала (БУЭ).
Таким образом, обучение ведется, опираясь на прошлое и будущее с учетом трех закономерностей нашей памяти (оперативной, кратковременной и долговременной). Технология визуализации учебной информации позволяет максимально учитывать данную закономерность.
Специалисты в области визуального мышления разделяют процесс восприятия и переработки визуальной информации на три этапа.
Первый этап выступает как анализ ее структуры. Ему должны соответствовать два важнейших параметра: нацеленность студентов на активное (продуктивное) восприятие и специальная организация учебного материала.
На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия студентов направлены на формирование целостной системы, отвечающей поставленной задаче.
Третий этап по своим целям и учебным возможностям можно отнести к поисковой деятельности. В этом случае любая формула, рисунок или схема подразумевают подсказку.
Технологический подход к организации процесса обучения требует определения оптимальной структуры. Для этого следует руководствоваться следующими принципами, предложенными В.Я. Сквирским:
·         принцип минимизации требует исключить все, что можно, без ущерба для цели. Когда это требование игнорируется, то информация отбирается по противоположному принципу: «Это не помешает» или «Это может пригодиться»
·         принцип объективно существующих связей, то есть тех связей, информация о которых должна быть усвоена обучаемыми;
·         принцип историзма, то есть соответствие структуры истории развития изучаемого объекта;
·         принцип логического следования, то есть отражение в структуре информации причинно-следственных связей между ее элементами;
·         принцип подчиненности, отражающий иерархическую структуру информации;
·         принцип соответствия структуры учебной информации характеру практической деятельности, к которой готовится обучаемый;
·         принцип соответствия структуры учебной информации закономерностям познавательной деятельности.
Гораздо более эффективно отображать содержания учебного материала наглядно. Для этого используют такие формы как графы, спецификации учебных элементов, матрицы, конспект-схемы и т.п.
В своей работе я активно использую опорный конспект или лист опорных сигналов (Л.О.С.) - это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта. Его можно считать  качественно новым этапом в схематизации учебного материала, который не отрицает, а развивает схему. Он в большей степени, чем любая схема учитывает психологические особенности восприятия информации, поскольку не приемлет жесткую структуру. В обычной схеме информация не кодируется, а материал представлен словесно простым предложением или полным понятием. Лишь иногда можно наблюдать схемы, максимально приближенные к опорным конспектам, например схема круговорота воды в природе изобразительно соответствует содержанию заложенной в ней информации. Еще в большей степени опорный конспект отличается от конспекта, даже очень краткого, в обычном понимании этого слова. При традиционном конспектировании трудно преодолеть желание включить в конспект побольше материала, поподробнее расшифровать содержание каждого пункта. В опорно-ассоциативном конспекте этого приходится решительно избегать. Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное. Часто сигнальные опоры - это только намек на то, что нужно рассказывать.
Другим средством визуализации, достаточно часто используемым в моей педагогической практике является карта памяти, предложенная американскими педагогами Б. Депортер и М. Хенаки  в наибольшей степени приближает форму записи к естественной работе мозга по восприятию информации и ее передачи. В процессе словесного взаимодействия разуму приходится сортировать фрагменты разнообразной, случайной и хаотичной информации, одновременно осуществлять отбор, формулировку, организацию материала с учетом слов и идей, возникающих на подсознательном уровне. Слушатели анализируют каждое слово в контексте предшествующей и последующей информации и только после этого, основываясь на собственном восприятии и опыте, дают интерпретацию значения слов. 

Ментальные карты можно использовать в качестве инструмента для создания новых идей. Как может выглядеть эта конструкция? Перед вами представлен рисунок - ментальная карта по теме «Общество», созданная ученицей 10 «А»  класса лицея № 1 Иушиной Екатериной (см. рис. 1), в рамках изучения курса «Обществознание. 10 класс» по учебнику Л.Н. Боголюбова (базовый уровень).  В центре карты находится тема (в данном случае это урок по обществознанию «Что такое общество»), далее - на ветвях-стрелках располагаются основные разделы, характеризующие тему: деятельность людей, общество и природа, влияние культуры на общество, теории развития общества, науки об обществе. Эти объяснение разделов темы могут сопровождаться рисунками.  В своей ментальной карте Екатерина наглядно представила фотографиями конфликтное и гармоничное отношение между обществом и природой, а также использовала рисунок-схему «Общественные отношения».
Внедрение любой новой технологии в практику обучения требует личностной подготовленности к нововведениям как преподавателя, так и студентов, поскольку они являются равноправными субъектами процесса обучения. Преподаватель должен проявлять творческую активность при освоении новой для него технологии и уметь разрабатывать основные дидактические средства и методическое оснащение учебной деятельности. Освоение приемов структурирования и визуализации учебного материала проходит ряд этапов:
·         отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации;
·         выделение главного (ядра), методологических и прикладных аспектов темы;
·         расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий;
·         подбор опорных сигналов (ключевых слов, символов, фрагментов схем) и их кодировка;
·         поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей;
·         составление первичного варианта, компоновка материала в блоки;
·         критическое осмысление первичного варианта, перекомпоновка, перестройка, упрощение;
·         введение цвета;
·         озвучивание и окончательная корректировка опорного конспекта, схемы или другого визуального средства.
Технология визуализации направлена на более полное и активное использование природных возможностей студентов за счет интеллектуальной доступности подачи учебного материала. Сочетание визуального образа, текста, устного пояснения преподавателя подводит студента к стереоскопичности восприятия, которая многократно усиливается при использовании возможностей компьютера. Полисенсорное восприятие учебной информации не просто позволяет каждому студенту обучаться в наиболее благоприятной, органичной для него системе, но, главным образом, стимулирует развитие второстепенной для данного студента репрезентативной системы восприятия.
Но самое главное - новая информационно-образовательная средаформирует и принципиально новые роли преподавателя (фасилитатора) и обучаемого (самостоятельного исследователя), исходя из этого – новые взаимоотношения между ними. Совместное создание образных схем включает творческое взаимодействие обучаемого и обучающего, и может вызвать к жизни новые неординарные идеи и творческие подходы.

Задание 2:
Практикум: выбрать 3 видео ролика из 25 ( согласно своей специализации) в аннотированном  списке "ЭОР в практике учителя", просмотреть их, выделить полезное для себя, отметив недостатки, если имеются. Сделать запись в учебном блоге персональном /гугл -листе.

Выполнение задания.
видео 8 всемирная история, 8 кл., тема “Великобритания и ее доминионы”, рассматривается групповая работа с помощью презентации. Довольно удачный методический анализ урока.
Моисеева Э.В. (Москва)
Преимущества:  создание видеоряда для визуализации урока, вовлечение обучающихся в групповую работу.
Можно дополнить домашнее задание  составлением  схемы "Доминионы".

видео 5 обществознание, темы “Виды социальных статусов”, “Социальные статусы и роли"10-11 кл.
Рассматривается прием классификации изучаемых явлений (шаги 1-4) на основе презентации
Сорокин О.В.(Москва)
Преимущества: выработка рефлексивного мышления у обучающихся, обучение классификации понятий через их визуализацию.
 Недостатки: лишком подробная детализация визуализации.

видео 10 история России, 9, 11 классы, тема "Экономические реформы России 1985-1991 гг.", рассматривается презентация, ее недостатками, на мой взгляд, являются использованные эффекты (смена цвета текста, постепенное по букве появление текста, и др.), что отвлекает от содержания
Митькина Е.А. (г.Сухиничи Калужской области)
Преимущества: систематизация материала через его визуализацию путем мультимедийной презентации.
Недостатки: в презентации нет объяснений ключевых терминов темы, непонятно как учитель прорабатывает данные вопросы. 

1 комментарий:

  1. Ирина Владимировна, спасибо за работу! Дальнейших успехов!

    ОтветитьУдалить